"Для пап и мам малышей от 0 до 3"

Профилактика нарушений и развитие стопы у детей раннего и дошкольного возраста

развернуть

       Плоскостопие – это деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Как и любое заболевание, плоскостопие легче предупредить, чем потом долгие годы заниматься лечением. Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на развитии всего опорно-двигательного аппарата: изменяет положение таза, позвоночника, нарушает формирование правильной осанки, способствует развитию сколиоза и других сопутствующих заболеваний.

      Недостаточное развитие мышц и связок стоп отрицательно сказывается на формировании основных видов движений у детей, приводит к снижению двигательной активности и в дальнейшем может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта. Таким образом, укрепление опорно-двигательного аппарата в целом, и свода стопы в частности, в дошкольном возрасте имеет огромное  значение.

       В раннем возрасте организм ребенка отличается большой пластичностью, поэтому можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить выявленные врачами нарушения путем укрепления мышц и связок стоп. Успешная профилактика и коррекция плоскостопия возможны на основе комплексного использования гигиенических и природно-оздоровительных факторов, а также физических упражнений и массажа.

Гигиенические факторы включают гигиену обуви и правильный ее подбор.

Рекомендации по соблюдению гигиены обуви:

  1. обувь ребенка должна быть сделана преимущественно из натуральных материалов, внутри с супинатором, поднимающим свод стопы.
  2. подошва повседневной детской обуви – в меру жесткая, гибкая и имеет каблук (5-10 мм). Также вредно носить ребенку дома вязаные «бабушкины» тапочки или другую обувь, в которой отсутствует нормальная подошва. Совсем не детская обувь– шлепанцы, формируют некрасивую походку, и самое главное, повышают вероятность получения ребенком травм.
  3. обувь должна соответствовать форме и размеру стопы, быть удобной при носке, не сдавливать стопу, вызывая в ней нарушение кровообращения. В то же время стопа ребенка не должна «болтаться» в обуви.
  4. по весу обувь – максимально легкая, достаточно жесткая с хорошим задником, обеспечивающим фиксацию пятки и правильную постановку ноги при ходьбе.
  5. длина следа обуви больше стопы ребенка в носочной части примерно на 0,5-1 см.

      Следует остановиться отдельно на спортивной обуви, наличие которой обязательно при проведении физкультурных занятий на улице и в зале. Исключение составляют занятия, включающие корригирующую гимнастику, элементы лечебной физкультуры, специальные физические, массажные упражнения для осанки, стопы, которые проводятся без обуви.

Природно-оздоровительные факторы включают хождение босиком и другие закаливающие процедуры для стоп.

         Хождение босиком закаляет, стимулирует нервные окончания, находящиеся в стопе, положительно влияет на работу внутренних органов. Очень полезны для детей ходьба босиком в теплое время года по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др.), в холодное время года – по искусственным грунтовым дорожкам (емкости с промытой речной галькой). Не стоит впервые приучать ребенка к босохождению зимой, но весной и летом он вполне может бегать босиком по полу дома, по траве или песку на даче.

        Закаливающие процедуры для стоп (обтирания стоп влажной салфеткой, контрастное обливание ног теплой и прохладной водой) проводятся в соответствии с индивидуальными особенностями детей и при отсутствии противопоказаний.

Комплекс специальной гимнастики     для укрепления связок и мышц стопы и профилактики плоскостопия

  •     в положении сидя на стульчике:    — разгибание и сгибание пальцев стопы;    — поочередное поднимание от пола носочков и пяточек;    — круговые движения каждой стопой;    — вытягивание носочков от себя и к себе;    — максимальное разведение в стороны пяток, не отрывая носочки от пола;    • в положении стоя:    — подняться на носочках;    — постоять на ребрах наружной стороны стоп;    — приседания без отрыва пяток от пола;    — поочередное хождение на носочках, на пятках, на наружных ребрах стоп.

   Все упражнения следует наглядно показывать ребенку, и повторять каждое из них малыш должен по нескольку раз. Выполнять упражнения следует ежедневно. Чем чаще ребенок будет ими заниматься, тем меньше будет риск развития плоскостопия.    

Будьте здоровы!

 

свернуть

Консультация учителя-дефектолога необходима если

развернуть

изображение_2022-02-24_175258

     • в 7-8 месяцев малыш не реагирует на речь взрослого, не поворачивает       голову, когда называют его имя;

  • в 12 месяцев в речи ребенка нет простых и облегченных коротких слов, типа «мама», «папа», «баба», «ням», «ав-ав».
  • в 2-2,5 года ваш малыш практически не разговаривает, общается жестами; в речи отсутствуют короткие предложения: «Мама, дай сок», «Мишка сидит тут», «Хочу пить чай!»; его речь не разборчива, малыша не всегда понимают даже взрослые; у него часто приоткрыт рот, повышено выделение слюны; ребенок не произносит или произносит искаженно гласные и все простые согласные звуки [б], [б>], [п], [п'], [м], [м'], [т], [т'], [н], [н'], [к], [к'], [г], [г'], [в], [в'], [ф], [ф'].

Ниже будут приведены наиболее частые проблемы, с которыми могут столкнуться родители в речевом развитии своего чада.

 

Непонимание обращенной к ребенку речи

Эта проблема значительна, чем отсутствие у малыша собственной речи. В раннем возрасте понимание речи обусловлено конкретной ситуацией, то есть деятельностью, которая осуществляется в данный момент. Это понимание и выполнение разученных жестов («Ладушки», «До свидания», «Воздушный поцелуй») и простых действий («Дай», «Принеси», «Покажи»).

Если ваш малыш не реагирует на речь взрослого, не откликается на собственное имя – это тревожный признак. Причины этого явления могут лежать в проблемах со слухом, с незрелостью зон коры головного мозга, которые отвечают за восприятие речи. Также они могут связаны с недоразвитием познавательной, интеллектуальной сферы ребенка.

 

Отсутствие связной речи

         Связанная речь – это развернутое, законченное, грамматически правильно оформленное выска-зывание. Обращаться за помощью необходимо, если в возрасте 3,5-4 лет дошкольники используют лишь простые фразы, не могут выразить свои мысли, не могут рассказать о произошедших с ними за день событиях, речь не разборчива, непонятна для окружающих.изображение_2022-02-24_175327

         Отдельная проблема, когда родителям может показаться, что речь у ребенка есть, но самом деле малыш вместо формулировки собственного высказывания повторяет слова собеседника. Это называется «эхолалия». Например, на вопрос «Какого цвета шарик?» малыш отвечает отраженно: «Какого цвета шарик?». А сели вопрос альтернативный, то есть предполагает выбор из нескольких вариантов, то ребенок может повторить его последнюю часть: «шарик большой или маленький?» – «маленький». В раннем возрасте, с некоторыми оговорками, это еще допустимо: ребенок учится говорить, подражая взрослому, повторяясь за ним. В дошкольном возрасте это всегда сигнал об определенных нарушениях в развитии, ведь малыш не выражает собственные мысли, не участвует в диалоге.

 

         Нарушенное звукопроизношение

Вашему ребенку необходима консультация учителя-дефектолога если:

  • в 4 года он не произносит или произносит искаженно свистящие звуки [с], [с>], [з], [з'], [ц], сокращает длинные слова, искажая их до неузнаваемости; переставляет слоги в слове; не выговаривает слова полностью;
свернуть

Если кроха не начинает говорить

развернуть

изображение_2022-02-24_174437

Первое слово, фраза, а затем и первое высказывание – очень важные шаги во взрослении каждого ребенка. Ведь освоение речи – один из главных признаков полноценного психического развития малыша. Но не всегда этот процесс идет гладко. Мы расскажем вам, с какими проблемами, связанными с речью, чаще всего сталкиваются родители.

Задержка речевого развития

Это более позднее или медленное, по сравнению с возрастными нормами, овладение устной речью. Задержка речевого развития очень распространена среди детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет). Ее важно, как можно раньше отличить от сходных состояний, причина которых – нарушение слуха, интеллекта, эмоционально-коммуникативной сферы.

Не стоит думать, что можно спокойно ждать трехлетнего возраста, а потом речь сама появится. Да, такие случаи бывают, но часто происходит совсем другое: драгоценное время, когда нервная система была максимально восприимчива и способна к компенсации, проходит безвозвратно.

К трем годам словарь ребенка в норме составляет около 1000 слов, а в его речи присутствуют развернутые фразы. Если уже в дошкольном возрасте малыш значительно отстает от этих показателей, продолжает оперировать лишь отдельными словами, то это уже признаки не задержки речевого развития, а других нарушений речи или иных функций.

свернуть