Советы психолога

Скандал по всем правилам или как справиться с детской истерикой?

Каждый взрослый сталкивается с детской истерикой, каждый помнит, какой нагрузкой (психологической и физиологической) они сопровождаются. В такой ситуации, когда на вас смотрят посторонние люди, легко растеряться или выйти из себя. Как быть?
развернуть

 

  1. Помните, что даже самые замечательные мамы оказываются в таких ситуациях и дело тут не в маме, а в темпераменте и характере вашего ребенка.

Задумайтесь над причиной истерики ребенка:

  • Ребенку не хватает вашего внимания, и он таким способом стремится завоевать его (такая привычка очень быстро закрепляется и часто используется и во взрослой жизни).
  • Ребенок манипулирует вами, он привык таким образом добывать все, что он хочет.

Отличить манипуляцию нелегко, но понаблюдайте за своим ребенком, как именно он плачет, что помогает ему успокоиться. Если вы поняли, что вами манипулируют, дайте ребенку понять, что вы не одобряете его действия.

  • Ребенок устал, хочет спать, он голоден – искорените причину, и истерика пройдет.
  1. Если истерика в самом разгаре, улучите момент, когда ребенок набирает воздух, чтобы огласить окрестности новыми криками, и очень выразительно и захватывающе начните рассказывать какую-нибудь захватывающую историю.
  2. Можно попытаться взять ребенка на руки, прижать к себе и ждать, когда все закончится, выражая свое сочувствие, желательно одной часто повторяющейся фразой.
  3. Главное средство от истерик, не впадать в такое же неистовство, пытаясь сохранять спокойствие, выразить свое сочувствие ребенку: «Я понимаю, что ты сейчас злишься, потому что мы не можем купить тебе…», «Я знаю, как это обидно», «Когда ты успокоишься, мы обсудим с тобой, что произошло».

Ребенок не услышит вас с первого раза, но повторив эту фразу 20 раз, вы достучитесь до своего малыша, и он будет благодарен вам, что вы не дали волю своим чувствам. Договорите с ребенком, выясните причины его поведения.

  1. Дети 3 –5-ти лет вполне способны понять логичные объяснения взрослых. Пора учить ребенка переживать и проживать неприятности, а не делать вид, что ничего не произошло.

Конечно, объяснить что-либо громко кричащему ребенку очень трудно. 

  1. По возможности забудьте, что на вас смотрят: эти люди и сами не раз попадали в такую ситуацию.
  2. Когда буря грянула, не корите себя, не обвиняйте ребенка, его (бабушкин, папин и т. д.) характер.

Помните, что никто не знает вашего ребенка так, как он себя.

Вывод: чаще беседуйте с ребенком о его настроении, желаниях, интересах и обязанностях.

свернуть

Как вырастить счастливого человека

Что важно понимать и учитывать, особенно если Ваш ребенок еще очень мал? Идеальных родителей не бывает, но ответственное родительство предполагает удовлетворение базовых психологических потребностей у ребенка в раннем возрасте - это потребность в безопасности и потребность в любви и принятии.
развернуть

 

         Потребность в безопасности - одна из главных в жизни человека. Удовлетворить эту потребность в детстве возможно только в условиях любви и принятия со стороны родителей. Неправильное поведение родителей (проявление безразличия, неустойчивое поведение, отсутствие внимания к индивидуальным потребностям ребенка, унижение, недостаток подлинного тепла, невыполнение обещаний, чрезмерная опека и др.) способствует формированию у ребенка базисной тревоги, которая приводит к враждебности.

изображение_2022-02-24_180124

 

Базисная тревога и враждебность лежат в основе конфликтов, приводящих к неврозам. Невротическая личность на протяжении жизни стремится различными способами ослабить возникшее в детстве чувство тревоги. Правильное поведение родителей, а особенно матери, самого важного человека в первые годы жизни ребенка, создает условия для формирования у него базисного доверия к миру. Альтернативой базисному доверию является базисное недоверие ­– чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен и его может не оказаться рядом, когда в нем будет необходимость. Ребенок с базисным недоверием проявляет чрезмерную тревогу, особенно при разлуке с матерью. Окружающий мир воспринимается им как ненадежный и непредсказуемый.

         Потребность в любви и принятии – желание ребенка чувствовать доброжелательное отношение близкого взрослого, безусловное принятие с его стороны, стремление ощущать свою нужность другому. Важно подчеркнуть, что ребенку необходима уверенность в любви родителей в любых ситуациях, даже когда он ведет себя плохо. Ребенок хочет ощущать, что родитель понимает и принимает его чувства.

изображение_2022-02-24_180109

Испытываемые ребенком неприятные переживания повышают его потребность в успокоении, в доказательствах любви к нему и заботливом отношении. Попытки родителей облегчить страдания ребенка никогда не проходят незамеченными, даже если именно их действия (или восприятие этих действий ребенком) являются для ребенка источником чрезмерного неудовольствия.

Условия удовлетворения потребностей в безопасности и любви и принятии

  1. Чувствительность и отзывчивость родителей, особенно матери, к потребностям и инициативным обращениям ребенка.

Чувствительность - это способность взрослого распознавать эмоциональные состояния ребенка, замечать сигналы, обращения, особенности поведения ребенка, которые могут обозначать его потребности  и желания. Отзывчивость – это стремление адекватно на них реагировать.

изображение_2022-02-24_180040

  1. Эмоциональная доступность 

Это способность взрослого откликнуться на переживание ребенка, разделить и прожить вместе с ним его положительное эмоциональное состояние, а также помочь ему преодолеть отрицательное. Эмоционально доступная мать всегда готова разделить с ребенком не только его положительные эмоции (радость, удивление, восторг), но при необходимости преодолеть отрицательные, предоставляя ему поддержку, защиту, утешение.

изображение_2022-02-24_180021

  1. Последовательность поведения взрослого

Проявляется в установлении для ребенка четких правил и требований, а также непротиворечивом поведении взрослых в ситуации их соблюдения и нарушения ребенком. При таких условиях ребенок имеет так необходимую в раннем возрасте возможность усвоить границы дозволенного в отношениях с другими людьми.

  1. Демонстрация любви и принятия по отношению к ребенку. Это телесный и зрительный контакт, ласковое, доброжелательное обращение, пристальное сосредоточение внимания на ребенке.

изображение_2022-02-24_181939

Существуют современные исследования в области нейробиологии, которые доказали, что тактильный контакт ребенка с матерью, выражающий ее положительное отношение, связан с выработкой в организме ребенка гормона роста и способствует стимуляции центров удовольствия в головном мозге ребенка, которые, в свою очередь, стимулируют развитие межклеточных связей, отвечающих за интеллектуальные способности ребенка.

свернуть

ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В СЕМЬЕ

Возможно, Ваш малыш отличается от здоровых детей, но любите вы его от этого не меньше, а потому еще больше желаете улучшения в здоровье и деятельности своего ребенка. Вы сможете во многом помочь ребенку, если с первых дней его жизни начнете целенаправленную работу над движениями, речью, восприятием, позднее – над поступками, поведением своего сына или дочери. В этом вам помогут врачи, педагоги, а также родители других детей с такими же проблемами.
развернуть

Общие правила воспитания все же можно наметить с самого начала:

  • Ребенок с детским церебральным параличом должен жить по возможности полноценной жизнью, как в семье, так и в окружающей среде. Ни при каких обстоятельствах его нельзя изолировать (ни двигательно, ни в речевом плане).
  • Необходимо правильно организовать и соблюдать определенный режим дня. Следите за внешним видом ребенка и постоянно работайте над привитием ему гигиенических навыков (уметь причесаться, высморкаться, вытереть слюну и др.). Конечно, это не легко, но уже проще, чем раньше. Нас выручают салфетки и памперсы, и разная одежда на липучках, и коляски, и стиральные машины, и красивая ортопедическая обувь. Но это не главное! Главное – наше внимание! И возможность обязательно сказать ребенку, что он красивый.
  • Ваши страхи, постоянные слезы, переживания, ссоры по поводу здоровья ребенка – это прямое утяжеление течения болезни ребенка. Ведь он это понимает и тоже начинает беспокоиться как за себя, так и за вас, а также начинает сосредоточиваться на болезни, своих собственных болезненных ощущениях. Это может быть очень трудно, но в доме не должно быть атмосферы страданий и больницы. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств? Чувства и потребности у ребенка с нарушениями абсолютно такие же, как у и обычных детей. Ему нужна любовь, но не душные объятия; он нуждается в заботе, но не в безграничном потакании; из всего, чего он может достичь, наиболее важны самостоятельность, возможность в будущем стать независимым и занять свое место в обществе.
  • Принимайте во внимание усилия, активность, малейшую инициативность ребенка. Поддерживайте его намерения (если они, конечно, не противоречат здравому смыслу и вполне осознанны ребенком) и попытки к активным действиям. И никогда не говорите: «Ты не сможешь! Дай-ка лучше это сделаю я». И все за него делаете. Во-первых, он будет бояться, что у него уже никогда ничего не выйдет, а во-вторых, в дальнейшем и не будет стремиться к самостоятельным действиям, станет спокойно, год за годом, жить за вашей спиной, ничего не умея и не желая. Ребенок будет расти безынициативным, неуверенным в своих силах и возможностях, робким. Он заранее рассчитывает на то, что окружающие все сделают вместо него. Со временем ребенок привыкает к такому положению вещей, находит его удобным. В семьях, где родители не зациклены на болезни ребенка и постоянно стимулируют и поощряют его самостоятельность, у ребенка формируется адекватная самооценка. Отношение родителей в таких семьях можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".
  • Если ребенок общается с вами, то уделяйте ему время сполна, обещая помочь в трудной ситуации. Каждое действие при необходимости показывайте, объясняйте словами и просите повторить ребенка. Только с помощью упражнений можно закрепить навык.
  • Играть любят и взрослые и дети. Играйте и состязайтесь со своим ребенком, и он захочет вас обойти!
  • Знать своего ребенка вы должны лучше всех. В этом вам помогут знания особенностей развития как здорового, так и имеющего особенности в развитии ребенка. Так что стойкая познавательная активность нужна не только вашему ребенку, но и вам.
  • Учитывайте реалии и не тешьтесь надеждами. Вам нужно знать, что детский церебральный паралич – это достаточно серьезное и стойкое заболевание, его последствия преодолеваются постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому год от года опыта в воспитании у вас будет больше, а знания глубже.
  • Терпение, оптимизм, вера в ребенка и его возможности, бесконечная любовь к малышу – это его спасение и исцеление. Именно благодаря вам ребенок войдет в эту жизнь подготовленным, с определенным багажом знаний, умений, приобретет уверенность в себе. Проблема со здоровьем – это лишь одна из сторон личности малыша, у него есть много других качеств и достоинств, которые нужно развивать. А потом ваш ребенок, став взрослым, благодаря Вам сможет занять свое место в жизни, достичь определенных успехов, будет с удовольствием выполнять посильную работу, и это даст ему возможность вести спокойную, без эмоциональных конфликтов, полноценную жизнь.

Некоторые заблуждения родителей в отношении своего ребенка:

  1. Ребенок может обвинять родителей в том, что он родился больным.

Любой ребенок может обвинять родителей в том, что он вообще родился. И родители могут быть виноваты только в том, что не приспособили своего ребенка к реальным жизненным условиям, и еще больше в том, что не научили радоваться жизни

  • .
  1. Теперь всю жизнь необходимо посвятить лечению и обучению ребенка.

И это неправда! Сначала церебральный паралич нужно лечить, потом речь идет не о лечении как таковом, а о развитии, тренировках, а развивать и тренировать нужно любого ребенка! Никакие дети сразу не бывают самостоятельными. Все дети болеют и плачут по ночам, и с ними все приключается в самый неподходящий момент. Рождение ребенка существенно корректирует нашу жизнь. Но это и есть наСТОящая жизнь!

 

А еще помните, дорогие мамы, что ваше собственное здоровье – превыше всего. Это основное условие, при котором вы сможете вырастить ребенка. Несчастная мать, которая, заботясь о ребенке, забывает о своей собственной жизни и становится заложницей болезни, выглядит уставшей и часто раздраженной. Но любому ребенку нужна счастливая мать, способная отдавать любовь и тепло, а не свое здоровье и нервы. У больного малыша такая потребность в тысячу раз выше. Главное – не суетиться, не паниковать, а двигаться вперед шаг за шагом, помогая ребенку, двигаться с ускорением, обходя препятствия. И, преодолев некоторый путь, вы заметите, что догнали толпу людей. Оказывается, вы не одиночка, вы участник марафона. И эти люди знают, куда идти. Некоторые уже обрели второе дыхание и готовы поделиться опытом. Этих «марафонцев» сопровождают тренеры (педагоги), к изнемогающим всегда придут на помощь. Потому что движение – это жизнь, это тренировки и усталость, победы и падения, и новые цели, и новые достижения!

свернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

развернуть

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов. 

Способы урегулирования конфликтов: 

компромисс (уступки с обеих сторон); 
интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует); 
капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой); 
уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте); 
переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение); 
вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению); 
чувство юмора. 
Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов 

* Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия 

* Не давайте ребенку несбыточных обещаний 

* Не ставьте своему ребенку условий 

* Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка 

* Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе 

* Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом 

* Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями 

* Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов 

Помните, что ребенок- это воплощенная возможность! 

Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

Как бороться со страхами

Каждый человек когда-либо испытывал чувство страха. Страх является наиболее опасной из всех эмоций и присутствует на всех возрастных этапах развития личности. Многие страхи сохраняют свою силу и могут проявляться на протяжении всей жизни человека: от младенчества до старости. В то же время каждый возрастной этап развития имеет свою специфику переживания и проявления страхов. 
развернуть

Страх – это эмоция, о которой многие люди думают с ужасом. Возможно потому, что эмоция страха сама по себе вызывает ужас, она переживается нами достаточно редко. И всё же страх – реальная часть нашей жизни. Человек может переживать страх в разных ситуациях, но все эти ситуации имеют одну общую черту: они ощущаются, воспринимаются человеком как ситуации, в которых под угрозу поставлено его спокойствие и безопасность. 

Наряду с понятием страх зачастую мы слышим понятие фобия. В чем же разница? Фобии – это те же страхи, но выраженные более сильно и преследуемые человека постоянно. Слово фобия происходит от греческого «фобос» – страх. В психологии фобиями называют навязчивые, неконтролируемые, иррациональные, неадекватные существующему положению дел страхи, которые охватывают человека в определенной обстановке и сопровождаются ощущением подавленности, вегетативными дисфункциями (учащенное и ясно различаемое сердцебиение, повышенное или пониженное давление, обильный пот, дрожь, желудочные расстройства, дрожь конечностей и губ, а иногда и всего тела и т.п.). Другими словами, если страх наступает часто, становится навязчивым, плохо поддается контролю со стороны испытывающего страх, желание избегать предмета или ситуации вызывающего страх более велико, или он имеет под собой мало оснований, нарушает самочувствие и деятельность человека, то это фобия. Хотя обычно сильный страх, мешающий человеку нормально жить, уже называют фобией. 

Существует множество видов фобий, вот некоторые из них: арахнофобия – страх пауков; кинофобия – страх собак; офидофобия – страх змей; аквафобия, гидрофобия – страх воды, плавания; акрофобия – страх высоты; никтофобия – страх ночи, темноты; гематофобия – страх вида крови; охлофобия – страх толпы, переполненных мест; танатофобия – страх смерти и пр. 

Это далеко не полный перечень фобий. Тем не менее, он позволяет составить представление о том, насколько широко распространены фобические расстройства в наше время. 

Так какие же могут быть причины возникновения страха. Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Как указывает Дж. Боулби, причиной страха может быть отсутствие чего-либо, что обеспечивает безопасность. Страх может иметь своим предметом какого-либо человека или объект. Иногда страх не связан ни с чем конкретным, такие страхи переживаются как беспредметные. Страх может вызываться страданием, это связано с тем, что в детстве сформировались связи между этими чувствами. 

Существует несколько причин возникновения страха. Первая и наиболее понятная причина – конкретный случай, который напугал человека (укусила собака, застрял в лифте). Такие страхи легче всего поддаются коррекции. Но не у всех людей развивается стойкий, заметный окружающим страх. Во многом это зависит от особенностей характера человека (тревожность, мнительность, пессимизм, неуверенность в себе, зависимость от других людей и т.д.). 

Самые распространенные – это внушенные страхи, идущие к нам из детства. Их источники – взрослые (родители, бабушки, воспитатели), которые непроизвольно, иногда слишком эмоционально, предупреждают ребенка об опасности, часто даже не обратив внимания на то, что напугало ребенка больше: сама ситуация или реакция на нее взрослого. Ребенок начинает чувствовать тревогу, и, естественно, что у него возникает реакция страха, которая может закрепиться и распространиться на исходные ситуации. Такие страхи могут зафиксироваться на всю жизнь. 

Еще одна из наиболее частых причин страха – детская фантазия. Ребенок нередко сам придумывает себе предмет страха. Дети боятся темноты, но каждый ребенок по-разному реагирует на такие фантазии: кто-то сразу их забудет и успокоится, а у кого-то это может привести к непоправимым последствиям. 

Чувство страха может сформироваться из-за внутрисемейных конфликтов. Очень часто ребенок чувствует вину за конфликты родителей или боится оказаться их причиной. Нередко причиной страха становятся взаимоотношения со сверстниками. Если коллектив не принимает ребенка, его обижают, то вполне вероятно, что он боится быть униженным. 

Также страхи могут появляться из-за наличия более серьезного расстройства – невроза, которое должны диагностировать и лечить медицинские работники. Проявлением невроза можно считать те страхи, которые не являются нормой на определенном возрастном этапе развития, или очень сильное проявление страхов, которые входят в понятие нормы. 

Что касается изучения страхов в подростковом возрасте, то у девочек подростковый возраст более насыщен страхами, чем у мальчиков, отражая их большую склонность к страхам вообще. При этом межличностные страхи достигают своего максимума в данном возрасте, а именно: страх одиночества, некоторых людей, наказания, насмешек, осуждения со стороны сверстников и взрослых, страх сделать что-либо не так, не то, не успеть, опоздать, не справиться с порученным делом, не совладать с чувствами, потерять контроль, быть не собой и т. д. 

Рекомендации для родителей 

Чтобы помочь ребенку справиться со страхами родителям следует: 

-Признать, что страх реален. Так же как и страхи у взрослых, детские страхи зачастую иррациональны, но это не делает их менее реальными. 

-Учтите, что, по сравнению со взрослыми, дети находятся в крайне невыгодном положении в попытке противостоять страхам: взрослые могут избегать заведомо пугающих объектов или ситуаций, у детей здесь гораздо меньше возможностей. 

-Скажите ребенку, что все люди иногда боятся, даже взрослые. Расскажите ребенку, чего вы боялись когда были маленькими и как преодолели свой страх – будьте однако осторожны в своем рассказе, чтобы не вызвать у ребенка новый страх. 

-Не смейтесь над своим испуганным ребенком и не дразните его. 

-Отмечайте похвалой любой, даже самый незначительный прогресс ребенка в преодолении страха и не критикуйте ребенка за сам страх или регресс в его преодолении. Похвала родителя наилучшее поощрение для маленького ребенка, а критика совершенно неэффективна для устранения любого нежелательного поведения ребенка, будь то неуспехи в учебе, плохие манеры или страхи. Ни в коем случае не давайте ребенку понять, что вы его меньше любите или уважаете за его страхи. 

-Позвольте ребенку положиться на вас. Ведите себя спокойно и уверенно. Испуганные дети испытывают недостаток уверенности. Дайте им почувствовать, что Вы их поддерживаете и контролируете ситуацию. 

-…Но не переусердствуйте иначе «сверхохраняемый» ребенок может решить, что ему действительно есть чего бояться и станет еще более испуган и слишком зависим от родителя. 

-Убедитесь, что не вы ответственны за страх. Слишком частые предостережения: «не бери острые предметы, а то поранишься и можешь умереть»; действия — когда ребенка, например, запирают в темной комнате в качестве наказания; или угрозы — «мы уходим и оставим тебя с этой тетей», родителей могут стать источником страха. И, наконец, отсутствие дисциплины, четких правил и предсказуемости пугают маленьких детей, нуждающихся в достаточной степени внешнего контроля. 

-Не пытаться «вышибить клин клином», заставляя ребенка встретиться лицом к лицу с пугающим его объектом или ситуацией и «убедиться, что ничего страшного в этом нет». Вместо этого окажите ребенку эмоциональную поддержку и мягко постепенно помогите ему понять природу того, что он боится. Оптимальный набор действий может быть таким: 

1. Признание: Спокойно и уверенно скажите ребенку, что Вы видите и понимаете, что он боится 

2. Разъяснение – маленьким детям часто бывает достаточно простого объяснения сути страха. 

3. Косвенная демонстрация. Если ребенок боится собак, то просмотр фильма о мальчике его возраста и его любимой собаке может помочь ему почувствовать себя более уверенно. Не следует однако знакомить детей с фильмам, сказками или картинками, которые могут усилить их страх, где собаки кусаются. 

4. Беседа, Обсуждение. Попросите вашего ребенка рассказать о его страхах и внимательно с пониманием выслушайте его. 

Если страхи ребенка начали влиять на жизнь всей семьи или на распорядок жизни самого ребенка, обратитесь к профессионалу, семейному консультанту или психотерапевту, детскому психологу. 

Ржеутская Н.А., педагог-психолог ГУО «Гимназия №7 г. Минска»

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 
развернуть

Уважение! 

Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери. 

Угрозы! 

«Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения. 

Обещания! 

Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое. 

Опека! 

Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам». 

Повиновение! 

Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека. 

Потакание! 

Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком. 

Будьте последовательны! 

В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует. 

Требуйте соответственно возрасту ребенка! 

Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них! 

Прислушайтесь к своим словам! 

Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?» 

Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком! 

Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы. 

Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право! 

И ещё пару правил… 

Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли? 

1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой. 

2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет. 

3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности. 

4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность. 

5. Не относитесь к его проблемам свысока. 

6. Не унижайте! 

7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете! 

8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все. 

9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему. 

10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами. 

Родителям на заметку: 

У активных родителей — активные дети. 

Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм. 

Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы. 

Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

Использованы материалы сайта воспитательной работы ГУО «Гимназия №7 г.Минска» «ОКНА» blog.gymn7.minsk.edu.by

свернуть