Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию администрации Ленинского района г. Бреста
Государственное учреждение образования
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации «Стимул» г.Бреста
Виды помощи при формировании навыков самообслуживания
Помощь при содействии ребёнку может быть разной.
Выбор помощи зависит от уровня владения навыком. Постепенно помощь должна уменьшаться, так чтобы ребёнок сам выполнял нужное действие без всяких подсказок.
Формирование навыков одевания.
Нет нужды говорить, насколько важно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться. Как и любой навык самообслуживания, умение самостоятельно одеваться помогает ребёнку чувствовать себя уверенно и независимо.
Какими моторными навыками должен владеть ребёнок, которому предстоит освоить умение одеваться и раздеваться? Ему необходимо уметь:
При несформированности одного или нескольких перечисленных выше навыков используется адаптивный подход.
Перед тем как начать работу над процессом одевания, убедитесь, что ребёнок находится в устойчивой позе. Очень важно, чтобы он не тратил лишних сил на сохранение равновесия. Продумайте, какие формы захвата доступны ребёнку и как их можно использовать. Каждое действие разбейте на шаги. Внимательно продумайте, как эффективнее помочь ребёнку овладеть всей цепочкой действий. В данном случае можно применить как прямую последовательность, когда ребёнок выполняет первое действие из цепочки, а всё остальное завершает взрослый, так и обратную последовательность, когда взрослый производит все действия, а ребёнок—завершает процесс. Приведём пример: мама учит ребёнка снимать ботинки.
Это – обратная последовательность. Количество самостоятельных шагов последовательно увеличивается, пока ребёнок не освоит всю цепочку действий.
Иногда дети предпочитают начинать последовательность, самостоятельно развязывать шнурки. В этом случае взрослый помогает завершить цепочку действий.
Обучая ребёнка одеванию, надо учитывать следующее:
-- вы не должны спешить, и, конечно, не следует напрасно торопить ребёнка;
-- одежда должна быть просторной, её легче снимать и надевать;
-- отрабатывать навыки, с учением самостоятельно одеваться и раздеваться, удобно во время игры;
-- дети с синдромом Дауна хорошо подражают, используйте эту возможность.
Прежде чем начнёте формировать тот или иной навык, физически помогите ребёнку проделать целиком эту процедуру. Если окажется, что он не может выполнять некоторые действия даже с помощью взрослого (не держит равновесия, плохая мелкая моторика), то выполнить их самостоятельно ему тем более будет не под силу. В этом случае целесообразно облегчить ребенку задачу. Распишите, в каком порядке обычно мы выполняем ту или иную процедуру и в каком порядке это делать легче ребёнку. Вполне может оказаться, что первая ступенька, которую может самостоятельно выполнить ребёнок, соответствует последнему этапу процесса одевания или раздевания. Последний этап бывает самым лёгким.
К примеру, предлагается следующая последовательность действий при освоении навыка.
Снимаем штанишки:
Надеваем штанишки:
Здесь первые ступеньки соответствуют середине процесса, так как она проще, чем начало и конец:
Формирование навыка умывания
Чтобы сформировать хороший навык, очень важно правильно «наращивать» цепочку действий. Для начала нужно определить, что может самостоятельно сделать ребёнок и что ему ещё не под силу, затем выяснить, можно ли разбить процесс на составляющие компоненты или небольшие шаги, которые приведут ребёнка к поставленной на длительный период цели.
Следующий шаг – определить наиболее оптимальную последовательность обучения. Она должна быть организована таким образом, что в самые доступные для конкретного ребёнка с его особенными слабыми и сильными сторонами изучалось сначала, а более трудное – позже.
Для примера рассмотрим навык мытья и вытирания рук, приведя обычную последовательность действий и примерную последовательность обучения этому навыку.
Компоненты, составляющие процесс мытья и вытирания рук.
Порядок, в котором это происходит:
В данном случае при обучении удобнее всего использовать чередующуюся последовательность, которая предполагает чередование действий ребёнка и взрослого. В нашем случае мытьё рук строится следующим образом: мама открывает кран, ребёнок подставляет руки под воду, мама берёт мыло и вкладывает ребёнку в руку, помогает намылить руки, ребёнок самостоятельно трёт руки друг о друга и т.д. Надо помнить что последнее действие лучше всего совершить ребёнку.
Пользования горшком/туалетом.
Умение ребёнка правильно и вовремя пользоваться туалетом в значительной степени влияет на возможности адаптации в обществе. Формирование этого навыка обычно волнует родителей и они стараются сделать всё возможное, чтобы выработать его. Это желание бывает настолько сильным, что они приучают ребёнка к горшку, не ориентируясь на возможности своего малыша. Это нередко приводит к негативному результату, отказу пользоваться горшком. Роль учителя-дефектолога заключается в грамотном и последовательном консультировании родителей.
Навык приучения пользоваться туалетом практически оказывается самым сложным для любого ребёнка, поскольку он требует от него анализа ощущений, поступающих от внутренних органов. Более того, распознать и проанализировать свои ощущения малыш должен заранее, чтобы успеть попроситься в туалет или проделать ряд действий самостоятельно (найти горшок, стянуть штаны и т.д.). Это требует не только умения взаимодействовать со взрослыми и определённого уровня развития двигательных навыков, но и высокого уровня умственного развития.
У ребёнка с синдромом Дауна несмотря на ряд дополнительных сложностей, связанных с особенностями физического и интеллектуального состояния, это умение формируется в обычной последовательности. При отсутствии дополнительных заболеваний (почек, мочевого пузыря и др.) возможно отставание от нескольких месяцев до года.
По данным разных авторов, возраст психического развития, когда малыш может заранее почувствовать позыв к стулу, колеблется от 15 до 18 месяцев, а то, что ему пора мочиться, он понимает к 18 -24 месяцам.
Что же может усвоить ребёнок до наступления этого возраста?
В этот подготовительный период ребёнок может научиться пользоваться горшком.
Подготовительный период при правильной организации формирует у ребёнка положительное отношение к горшку, понимание его назначения и создаёт предпосылки для умения проситься на него.
Умение проситься на горшок формируется постепенно, проходя следующие стадии.
Необходимым условием для приучения малыша проситься на горшок является отказ от памперсов. Только на основании дискомфорта от грязных штанов у ребёнка формируются все перечисленные стадии. Некоторые родители летом держат детей без штанишек – результат тот же, что при пользовании памперсами. Кожа малыша быстро высыхает, он чувствует себя достаточно комфортно и поэтому не испытывает необходимости что-либо менять в своём поведении.
Умение ночью оставаться сухим, напротив требует использования памперсов. Возможно на первый взгляд в этом есть противоречие, но ещё раз задумаемся, чего мы хотим достичь: «Малыш должен просыпаться всю ночь или оставаться сухим». Если каждую ночь будить ребёнка и высаживать на горшок, как это встречается в ряде семей, мы рискуем получить стойкую привычку просыпаться среди ночи, сидеть на горшке, общаться со взрослым и даже играть. В этом случае ребёнок, который уже может всю ночь оставаться сухим, просыпается, будит родителей, а если они не сразу встают, мочится в постель.
Мы рекомендуем одновременно с использованием памперсов изменить режим питания. Нужно учитывать, что не только сок и молочные продукты, но и овощи содержат большое количество жидкости. В последнее кормление лучше дать кашу или что-нибудь мучное.
В тоже время есть взрослые люди, которые обязательно встают ночью в туалет. Если ребёнку больше трёх -четырёх лет, а памперсы к утру всё ещё оказываются мокрыми, возможно это и есть тот самый случай. Исключив сопутствующие заболевания, с таким ребёнком придётся изменить тактику поведения, приучая ночью просыпаться, чтобы сходить в туалет.
Последовательность приучения та же, что и в дневное время.
*Ребёнок уложенный спать без памперсов просыпается от того что мокрый.
*Взрослый отмечает время, когда это происходит, или, если спит чутко, слышит изменения в поведении ребёнка во сне, будит малыша и сажает на горшок.
* Постепенно ребенок приучается проситься вовремя или сам встаёт и идёт в туалет. Часто это бывает после четырёх лет, а у мальчиков может быть и позже.
свернуть
Поэтому для такого ребёнка особенно полезна тактильная (через прикосновения к телу), двигательная (через прикосновения к телу) и вестибулярная (через движение в пространстве, удержание равновесия) стимуляция. Обращает на себя внимание и особенность мелкой моторики. Сниженный тонус в руках осложняет захват, удержание и манипуляцию с предметами. Проблемы со зрением мешают координации «рука — глаз». Анатомические особенности: короткие пальцы, отставленный в сторону большой палец — также влияют на развитие мелкой моторики.
Общая моторика
Мелкая моторика
щёток (мягкой щёткой — по наружной поверхности кулака от кончиков пальцев к запястью, жёсткой (зубной) щёткой — по подушечкам пальцев);
В этот период учим ребёнка ладонному захвату, потом переходим к щепотному.
свернутьВесьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».
свернутьВ раннем возрасте ребёнок открывает для себя назначение многих предметов материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними. У него формируется предметная деятельность. Её отличие от простого манипулирования окружающими предметами, характерного для детей младенческого возраста, состоит в том, что действия и способы обращения с предметами начинают подчиняться функциональному назначению данных предметов в жизни культурного человека. Полуторогодовалый -двухлетний ребёнок с ложкой, мячом, книгой, стульчиком, действует совершенно иначе, чем 6-8 месячный малыш, т.е. активность в более старшем возрасте с этими предметами носит уже осмысленный характер, соответствующий их общекультурному назначению. А действия ребёнка ещё старше –совершенно другие.
В раннем возрасте возникает и получает развитие индивидуальная предметная, в том числе символическая игра. К концу этого периода времени дети много играют с различными предметами, прежде всего игрушками, причём не просто манипулируют ими, но и конструируют, строят из них что-либо новое. Появляются первые попытки обращения к изобразительной деятельности в форме рисования на бумаге.
На втором году жизни ребёнок воспроизводит действия взрослых с предметами, у него появляются предметные игры-подражания. Они представляют собой первые шаги к символизации, связанной с усвоением норм и форм поведения взрослых, а далее – с формированием у малыша определённых личностных качеств.
С первого полугодия второго года жизни дети начинают выполнять с игрушками действия, которые они наблюдают у взрослых: укладывают спать куклу, кормят её, водят на прогулку; везут машинку, коляску; моют, чистят предметы домашнего обихода, готовят пищу, стирают и т.д.
В возрасте около трёх лет многие дети от полного выполнения действия начинают переходить к его символическому изображению. Благодаря совершенствованию символической функции малыши не только используют в игре предметы по их прямому назначению, но и подчиняют функциональное употребление предмета своим идеям и замыслу игры. Однако в этом возрасте функциональное назначение предмета устанавливаются ещё с ориентацией на его физические качества и свойства.
Детские игры предметного плана могут быть трёх типов: игра-исследование, игра-конструирование, ролевая игра. Все виды игр имеют существенное значение для развития ребёнка, определяя его продвижение в когнитивном, личностном и социальном развитии.
Непосредственное взаимодействие между детьми на первом году жизни практически не наблюдается. Десятимесячные младенцы относятся друг к другу как к живым игрушкам: что-то лепечут, проявляя живой интерес, дёргают за волосы, трогают пальцами глаза и тому подобное. В возрасте около восемнадцати-двадцати месяцев у детей возникают первые непосредственные взаимодействия с партнёрами по игре. Начиная с этого возраста, они стремятся больше играть друг с другом. Однако двухлетние малыши ещё не в состоянии играть вместе в игры с правилами.
Позднее появляется сюжетно-ролевая игра. Её возникновение в жизнедеятельности детей связано с рядом обстоятельств: во-первых, у ребёнка к этому времени должна достичь высокого развития символическая функция. Он должен научиться пользоваться предметами не только по их прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры. Во-вторых, у ребёнка должна возникнуть потребность копировать действия взрослых. В-третьих, он должен научиться взаимодействовать с другими людьми – детьми и взрослыми—в игре.
В сюжетно-ролевой игре ребёнок копирует способы обращения людей с предметами и друг с другом в различных социальных ситуациях. Тем самым он лучше усваивает предметные действия, формы и нормы общения, а также ролевое поведение. Сюжетно-ролевую игру с функциональной точки зрения можно рассматривать как подготовку малыша к участию в общественной жизни в различных социальных ролях.
В раннем возрасте у ребёнка начинают складываться и сознательно контролируемые произвольные действия. Они проявляются в рисовании конструировании, в других видах творческой деятельности . Связанные с этим действия мы называем произвольными по той причине, что они возникают не под воздействием каких-либо внешних стимулов в форме реакции на них, а вследствие некоторого внутреннего замысла, которых руководит действиями и движениями ребёнка в независимости от внешних обстоятельств, в которых они разворачиваются.
Произвольные действия – это целенаправленные действия, так как они регулируются определённой целью. Вначале целенаправленные действия детей раннего возраста бывают неустойчивыми. Начав их выполнять с определённой целью, ребёнок довольно скоро теряет её из поля зрения, отвлекается, забывает о ней под влиянием случайных внешних обстоятельств. Способность к подражанию лежит в основе двигательного и интеллектуального развития малыша. Когда он умело и забавно подражает кому-либо, взрослые обычно улыбаются ему и тем самым эмоционально подкрепляют действия ребёнка, хвалят его. Это развивает у него склонность к усвоению нового через подражание, влияет на выбор им подражательного поведения.
На третьем году жизни наблюдаются первые признаки формирования у детей полоролевого поведения через подражание. Ребёнок начинает подражать взрослому одного с ними пола, причём своим родителям дети подражают чаще, чем другим взрослым.
В трёх летнем возрасте подражание другим уже мотивировано, оно управляется определённой целью, которую ребёнок ставит перед собой. Подражание зависит от степени уверенности малыша в том, справляется ли он с соответствующей задачей. Дети обычно не имитируют легко или трудно воспроизводимые действия и сильно огорчаются, если подражание не удаётся.
С этим же возрастом связано начало двух других важных для развития видов деятельности: труда и учения. Определённые этапы последовательного совершенствования игр, труда и учения детей в этом возрасте можно проследить, условно разделив в аналитических целях дошкольное детство на три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-6 лет). Такое деление иногда проводится в возрастной психологии для того, чтобы подчеркнуть те быстрые изменения психологии и поведения детей, которые в дошкольном детстве происходят каждые один-два года.
Младшие дошкольники играют ещё, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно производят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.
Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, в них включается больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношениях предметного мира, а имитация определённых отношений между людьми, в частности ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать.
Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребёнок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся в игре, – это, как правило, или семейные роли (мама, папа, дедушка, сын, дочь и др.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), или профессиональные (врач, кондитер, пилот, шофёр, или сказочные (козлик, волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, заменяющие их игрушки, например, куклы.
В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых или реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в играх младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведённой ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Род игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращённо или лишь обозначается словами.
Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил и отношений, например, субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.
Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно всё более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребёнок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам.
В особый класс выделяются игры–соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей, становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.
В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок, создаёт, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребёнок учится пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления. Игра для ребёнка – очень серьёзное занятие. Взрослые должны видеть в игре малыша элементы подготовки к будущим трудовым процессам и соответственно направлять их, принимая в этом участие. Обязательно необходимо позаботиться об игрушках, чтобы ребёнку можно было организовать игру.
Можно предложить детям следующие игры.
«Мы встречаем гостей»
Цель: 1. Учить детей называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях.
2.Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения за столом.
3.Воспитывать приветливость, заботливость.
«Уложим куклу спать»
Цель: 1. Упражнять детей в выполнении игровых действий имитирующих бытовой процесс.
2.Закрепить названия постельных принадлежностей, действий с куклой.
3.Воспитывать добрые чувства.
Можно предложить и такие игры, как: «Устроим кукле комнату, «Чаепитие», «Купание куклы», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу Катю раздеваться», «Накроем стол к обеду», «Встреча с доктором Айболитом» и т.д.
Можно придумать разные игры. Но в них всегда главная роль должна принадлежать взрослому. В любой игре цели и задачи сможет поставить педагог, в зависимости от возраста детей их пожеланий
свернутьНеобходимо помнить о том, что ребёнок – уникальная личность. Мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать.
Предметно-игровая деятельность – ведущая в раннем возрасте. Она оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству являются прекрасным средством развития его личности. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить его выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления. Поэтому дидактические игрушки не только обогащают чувственный опыт малышей, но и учат мыслить. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.
Дидактические игрушки, игры развивают у детей мелкую моторику, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Кроме того, игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, т.е. развивать память и воображение. Таким образом, сенсорный опыт детей – основа познавательного развития.
Поэтому для ребёнка до трёх лет крайне необходимы игрушки:
Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрёшки, яйца, бочата и др.). Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.) При этом хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям различных роботов, военных игрушек, «страшилок» (преобладающих в настоящее время на рынке) и др.
При организации игр детей с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов: посильность требований и постепенность усложнения.
Иначе говоря, если для самых маленьких требуется в основном наглядный показ взрослого, совместные действия родителей с ребёнком, то чем старше он становится, тем больше следует побуждать его действовать по слову взрослого, по воображению. Таким образом, игра определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Вся жизнь малыша должна проходить с обязательным включением игры. Особое значение имеют игры для развития речи ребёнка, поскольку в данном возрасте идёт её становление. Если взрослый мало говорит с младенцем, то этот ребёнок может не получить достаточного опыта восприятия речи, чтобы научиться говорить. Более старший, уже владеющий элементарной речью ребёнок, окажется заторможенным, если взрослые мало говорят с ним и их речь чаще всего состоит из запрещений или указаний. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребёнка, и они постоянно поправляют его, это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Включение элементов фольклора, использование различных персонажей стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и в конечном счёте – становлению личности ребёнка.
Большое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры. С момента рождения ребёнок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая и т.д. Использование в повседневной жизни подвижных игр создаёт условия для того, чтобы ребёнок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры – хорошая профилактика плоскостопия, нарушений осанки и многих заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком физической активности. Кроме того, подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребёнком.
ПЕДАГОГАМ
РОДИТЕЛЯМ
свернуть